Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Средние танки
Средне-легкий танк PzKpfw III Ausf A (SdKfz 141)
К танкам модификации А относились 10 машин «нулевой серии». Фактически это была установочная партия. Толщина лобовых, бортовых и кормовых листов корпуса и башни Ausf А составляла 14,5 мм и обеспечивала защиту только от пуль и осколков снарядов. Крыша башни имела толщину 10 мм, а днище корпуса — 4 мм. Танк имел боевую массу в 15,4 т и потому относился скорее к классу легких, хоть формально и считался средним. В сварной трехместной башне конструкции фирмы «Рейнметалл» была установлена 37-мм пушка с длиной ствола в 46,5 калибров. Пулеметное вооружение состояло из трех пулеметов MG-34, два из которых были установлены в башне справа от пушки, а один — в лобовом листе корпуса. Боекомплект пушки включал 120 выстрелов с бронебойными и осколочно-фугасными снарядами, пулеметов — 4425 патронов. Экипаж танка состоял из пяти человек — командира, наводчика, заряжающего, механика-водителя и стрелка-радиста. В распоряжении командира имелась командирская башенка цилиндрической формы с восемью смотровыми щелями и двухстворчатым люком в крыше. Максимальная скорость достигала 32 км/ч, запас хода по шоссе — 165 км. Главной характерной особенностью танков модификации А была их ходовая часть. Применительно к одному борту она состояла из пяти сдвоенных обрезиненных опорных катков, двух поддерживающих катков, ведущего колеса переднего расположения, направляющего колеса с натяжным механизмом. Подвеска — индивидуальная пружинная. Для посадки и высадки других членов экипажа из танка предназначались два одностворчатых люка в бортах башни. Необходимо отметить, что механик-водитель и стрелок-радист обходились без собственных посадочных люков. Теоретически для этой цели можно было использовать люки доступа к агрегатам трансмиссии, расположенные в верхнем носовом листе корпуса. Но на практике они применялись редко. Танк оснащался 12-цилиндровым V-образным карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения «Майбах» HL 108TR мощностью 250 л.с, при 3000 об/мин, разработанным фирмой «Майбах Моторенверкен GmbH» из Фридрихсхафена. Трансмиссия включала в себя пятискоростную синхронизированную коробку передач типа «Цанрадфабрик» ZF SFG75, планетарный механизм поворота и бортовые передачи.
Средний танк PzKpfw III Ausf B (SdKfz 141)
В 1937 году заводские цеха покинули 15 танков Ausf В. Наиболее принципиальным отличием от машин предыдущей модификации стала ходовая часть. Она состояла из восьми сдвоенных обрезиненных опорных катков малого диаметра на борт, сблокированных попарно в четыре тележки, подвешенные на двух полуэллиптических листовых рессорах. На каждой тележке устанавливался амортизатор фирмы Fichtel и Sachs. Количество поддерживающих катков увеличилось до трех. Направляющее и ведущее колеса остались без изменений. Длина опорной поверхности гусениц сократилась с 3400 до 3200 мм. Новый тип ходовой части позволил танку развивать максимальную скорость 35 км/ч. При этом, правда, масса танка возросла до 15,9 т. Также подверглись изменениям конструкция вентиляционных отверстий силового отделения, выхлопная система и люки доступа к агрегатам механизма поворота на верхнем лобовом листе корпуса. Ближе к корме была перенесена антенна радиостанции FuG 5. Наконец, на танках Ausf В устанавливалась новая командирская башенка, аналогичная примененной на танке PzKpfw IV Ausf А.
Средний танк PzKpfw III Ausf C (SdKfz 141)
Машины модификации С почти не отличались от Ausf В. Несколько изменилась схема подвески, в которую теперь входили три полуэллиптических листовых рессоры. Амортизаторы сохранились только в подвесках передней и задней тележек. Кроме того, вновь подверглась изменениям система выхлопа и были внесены улучшения в конструкцию планетарного механизма поворота. Масса танка возросла до 16 т. С середины 1937 года по январь 1938 года фирма «Даймлер-Бенц» изготовила 15 танков этой модификации.
Средний танк PzKpfw III Ausf D (SdKfz 141)
С января по июнь 1938 года велось производство боевых машин модификации D. За шесть месяцев было изготовлено сразу 30 танков этой версии (в ряде источников приводится другое число — 50, но оно представляется маловероятным и совершенно не соотносится с общим количеством танков, выпущенных в 1938 году). Подвеска танка вновь подверглась изменениям, но и на этот раз весьма незначительным — рессоры передней и задней тележек установили наклонно. Переделали также кормовую часть корпуса и крышу моторного отделения, в которой ликвидировали жалюзи. Зато появились отверстия для притока воздуха в бортах машины. Увеличив емкость топливных баков, запас хода повысили со 105 до 165 км. На Ausf D устанавливалась шестискоростная коробка передач ZF SSG76. Толщина брони корпуса и башни возросла до 30 мм (у первых пяти танков ее сохранили прежней — 14,5 мм), в результате чего масса танка достигла 19,8 т. Машина получила новую командирскую башенку с пятью смотровыми щелями, а также новые ведущие и направляющие колеса.
Средний танк PzKpfw III Ausf E (SdKfz 141)
Первая относительно крупносерийная (во всяком случае, по немецким меркам тех лет) версия РzKpfw III — с октября 1938 года по октябрь 1939 года изготовлено 96 единиц. Интересно отметить, что, согласно заказу, выданному в январе 1939 года, немецкая промышленность должна была изготовить 1250 танков РzKpfw III. Однако в связи с тем, что к концу мая удалось изготовить только 10 танков, заказ был сокращен на 500 штук. В последующие два месяца из заводских цехов вышли только 19 боевых машин и заказ вновь сократили еще на 200 единиц. Выполнить его до начала войны так и не удалось. На Ausf Е была применена полностью новая ходовая часть, включавшая в себя шесть сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт и торсионную подвеску. В подвесках первого и шестого опорных катков были установлены амортизаторы. Изменились поддерживающие катки и ленивец. Был установлен двигатель «Майбах» HL 120TR мощностью 300 л.с. и десятискоростная коробка передач Variorex SRG 328-145. Курсовой пулемет размещался в новой шаровой установке Kugelblende 30. Механик-водитель получил комбинированный (смотровая щель с триплексом и перископ) прибор наблюдения Fahrersehklappe 30. Крышки бортовых башенных люков стали двухстворчатыми. В нижних бортовых листах корпуса между верхней ветвью гусениц и опорными катками появились эвакуационные люки. Несколько видоизменились люки моторного отделения. Остальные узлы и агрегаты танка, включая вооружение, изменений не претерпели. В 1940 — 1941 годах часть машин модификации Е была перевооружена 50-мм пушками KwK 38. В ходе войны некоторое количество РzKpfw III Ausf Е переоборудовали в машины передовых артиллерийских наблюдателей и БРЭМ.
Средний танк PzKpfw III Ausf F (SdKfz 141)
Незначительно модернизированный вариант Ausf Е. Обе машины практически идентичны по внешнему виду. Танки варианта F поздних выпусков имели защиту башенного погона от пуль и осколков, предохранявшую от заклинивания, дополнительные приборы наружного освещения и новую командирскую башенку. С октября 1939 года по июль 1940 года заводские цеха покинуло 435 танков Ausf F. Выпуск такой большой серии боевых машин в такие сроки был уже не под силу фирме «Даймлер-Бенц». Поэтому к производству подключились фирмы FАМО, MAN, «Алкетт» и «Хеншель». В июне 1940 года были выпущены первые 10 танков, вооруженные 50-мм пушкой KwK 38 с длиной ствола 42 калибра. Установка новой пушки потребовала переделки лобовой части башни, На танках с 37-мм орудием маска располагалась как бы внутри башни, а на машинах с 50-мм — снаружи. Количество спаренных пулеметов сократилось до одного.
Средний танк PzKpfw III Ausf G (SdKfz 141)
Производство танков Ausf G началось в апреле — мае 1940 года и продолжалось до февраля 1941-го. За это время было выпущено около 600 машин. В конструкцию танка внесли много мелких изменений. Броню кормы корпуса увеличили с 21 до 30 мм. На крыше башни появился электрический вентилятор, закрытый броневой крышкой и лючок для стрельбы из ракетницы. На корме башни начали крепить ящик для снаряжения, получивший прозвище «сундук Роммеля» — они впервые появились на танках Африканского корпуса. После завершения французской кампании, в августе 1940 года, был поднят вопрос об усилении огневой мощи PzKpfw III. В этой связи часто упоминается достаточно любопытный факт расхождения во взглядах фюрера и Службы вооружения сухопутных войск. Гитлер якобы потребовал установить на танк 50-мм пушку с длиной ствола в 60 калибров, но вооруженцы ослушались и остановили свой выбор на «короткой» 50-мм пушке с длиной ствола в 42 калибра. На самом же деле все обстояло несколько проще — установить 60-калиберную пушку в «тройку» в тот момент не представлялось возможным, поскольку испытания нового орудия начались только 1 августа 1940 года и продолжались до зимы 1942-го. Что касается 42-калиберной пушки, то ее серийное производство началось в конце июня 1940 года и альтернативы ей не было. В июле месячный выпуск достиг 40 штук, а к осени 1941-го ежемесячно изготавливалось 250 орудий. Быстрому освоению новой пушки способствовало ее конструктивное подобие 37-мм орудию. Производство последнего прекратилось в августе 1940 года, но еще вплоть до октября 37-мм пушки продолжали устанавливаться в танки. Впрочем, впоследствии все они были заменены 50-миллиметровыми. Танки поздних выпусков получили новые командирские башенки с пятью смотровыми приборами, унифицированные с башенками танков PzKpfw IV. Ширину гусениц на них довели до 400 мм, установили новые ведущие и направляющие колеса. Некоторое количество боевых машин модификации G изготовили в тропическом варианте Ausf G (trop), установив на них усиленные систему охлаждения и воздушные фильтры. К этапному же изменению в конструкции танка можно отнести только замену вооружения.
Средний танк PzKpfw III Ausf H (SdKfz 141)
В октябре 1940 года заводы MAN, «Алкетт», «Хеншель», Wegmann, MNH и MIAG начали производство боевых машин версии Н. До апреля 1941 года было выпущено 310 единиц. Первоначальный заказ на 759 танков был сокращен в пользу следующей модификации — Ausf J. Важнейшие изменения затронули кормовую часть башни — теперь она изготавливалась из цельной гнутой 30-мм бронеплиты. На лобовую часть корпуса наваривался дополнительный 30-мм броневой лист, в котором выполнялись вырезы под смотровой прибор механика-водителя и установку курсового пулемета. Таким образом лобовая броня корпуса увеличилась до 60 мм. Подобно танкам Ausf G поздних выпусков, машины версии Н оснащались новыми командирскими башенками, 400-мм гусеницами массой 700 кг каждая, новыми ведущими и направляющими колесами. Передние поддерживающие катки сместили вперед, ближе к амортизаторам. На танках взамен 10-скоростных устанавливались 6-скоростные механические синхронизированные коробки передач типа «Майбах» SSG77. В результате всех нововведений масса танка возросла до 21,6 т.
Средний танк PzKpfw III Ausf J (SdKfz 141)
Следующим вариантом танка PzKpfw III стала модификация J. Она находилась в серийном производстве с марта 1941-го по июль 1942 года. Толщину лобового броневого листа корпуса довели до 50 мм. В связи с этим в лобовом листе были смонтированы шаровая установка Kugelblende 50 для пулемета MG-34 (аналогичная используемой на танках PzKpfw IV Ausf F) и смотровой прибор механика-водителя Fahrersehklappe 50 с бинокулярным перископом KFF 2. Броневая защита башни и бортов корпуса осталась прежней — 30 мм, щита маск-установки пушки — 20 мм. Изменилась конструкция буксирных крюков, двухстворчатые крышки люков доступа к агрегатам трансмиссии заменили на одностворчатые (на танках поздних выпусков так же поступили и с люками, предназначенными для доступа к двигателю). Воздушные фильтры двигателя перенесли с моторной перегородки на карбюраторы. Также было внесено много других более мелких усовершенствований.
Средний танк PzKpfw III Ausf J (SdKfz 141/1)
Первые 1549 танков Ausf J еще были вооружены 50-мм пушкой КwK 38 с длиной ствола 42 калибра. С января 1942 года в танки начали устанавливать 50-мм пушку KwK 39 с длиной ствола 60 калибров, обладавшую большей бронепробиваемостью. Новые орудия получили 1067 танков Ausf J. Замена пушки стала необходима после первых же сражений на Восточном фронте. Здесь выяснилось, что PzKpfw III, предназначавшийся по замыслу именно для борьбы с танками противника, мог пробить броню советского тяжелого танка КВ только с дистанции 200 м. При этом советские танки легко поражали «тройки» с дистанции 500 м. Новая пушка позволила хотя бы частично уравнять шансы и увеличить дальность эффективного огневого боя с советскими танками до 500 м.
Средний танк PzKpfw III Ausf L (SdKfz 141/1)
Появление следующего варианта «тройки» связано с попыткой установки на PzKpfw III Ausf J башни танка PzKpfw IV Ausf G с длинноствольной 75-мм пушкой. Однако башня от «четверки» на «тройке» не прижилась, поэтому и последовала санкция на выпуск новой серии танков с прежним вооружением. С июня по декабрь 1942 года было изготовлено 653 (по другим данным 703) танка модификации L. Танки получили модернизированную маск-установку, одновременно выполнявшую функцию противовеса 50-мм пушки. Лобовую броню вновь усилили 20-мм плитой, имевшей вырезы под приборы наблюдения механика-водителя и курсовой пулемет. Были ликвидированы смотровой лючок заряжающего в бронировке пушки и смотровые щели в бортах башни. Масса танка возросла до 22,7 т. Машины, предназначавшиеся для Африканского корпуса, получили усиленную систему охлаждения двигателя. Кроме того, воздух для последнего поступал из боевого отделения через мощные воздушные фильтры. Было сокращено также число люков в надмоторной крыше. Одна машина Ausf L в опытном порядке была вооружена 50-мм противотанковой пушкой РаK 39.
Средний танк PzKpfw III Ausf M (SdKfz 141/1)
Последняя модификация PzKpfw III, вооруженная 50-мм пушкой. Первоначальный заказ составлял 1000 единиц, однако невысокая эффективность 50-мм пушек в борьбе с советскими танками заставила Службу вооружения сухопутных войск сократить заказ до 250 машин. Еще 165 уже изготовленных шасси были переоборудованы в штурмовые орудия StuG III, еще 100 — в огнеметные танки PzKpfw III (Fl). Часть машин закончили уже в версии N, вооруженной 75-мм пушкой. Машины модификации М, выпускавшиеся с октября 1942 года по февраль 1943-гo, почти не отличались от предыдущего варианта. На бортах башни смонтировали по три мортирки для запуска дымовых гранат калибра 90 мм. Эвакуационные люки в бортах корпуса ликвидировали, что позволило увеличить боекомплект пушки с 84 до 98 выстрелов. Выхлопное оборудование было приспособлено для преодоления без подготовки бродов глубиной до 1,3 м (предыдущие версии «тройки» могли преодолевать брод глубиной до 0,8 м). Фары перенесли с лобового листа корпуса на крылья. Танки Ausf М получили кронштейны для крепления противокумулятивных экранов, установку зенитного пулемета на командирской башенке и некоторые другие менее значительные усовершенствования.
Средний танк PzKpfw III Ausf N (SdKfz 141/2)
Ausf N — последняя модификация PzKpfw III в качестве линейного танка. При изготовлении боевых машин этой версии использовались корпуса и башни танков модификаций L и М. Производство началось в июне 1942-гo и завершилось в августе 1943 года после выпуска 663 танков. Еще 37 машин были перевооружены в ходе ремонта боевых машин других модификаций. Наиболее важным изменением стала установка 75-мм пушки KwK 37 с длиной ствола 24 калибра, аналогичной применявшейся на танках PzKpfw IV Ausf А – Ausf F1. От танков PzKpfw IV поздних модификаций позаимствовали и командирскую башенку с одностворчатым люком и толщиной брони 100 мм. В остальном Ausf N были подобны машинам двух предшествующих модификаций. Боевая масса танка в результате проведенных усовершенствований достигла 23 т. 20 октября 1943 года Гитлеру был продемонстрирован танк Ausf N, приспособленный для езды по рельсам — своего рода бронедрезина. Машину разработала венская фирма Saurer. Движение по рельсам осуществлялось с помощью четырех железнодорожных скатов небольшого диаметра. Ходовая часть танка была несколько переделана, чтобы скаты могли убираться при переходе на гусеничный ход. Крутящий момент отбирался от двигателя танка. Все штатное вооружение танка сохранялось без изменений. Скорость при движении по рельсам достигала 100 км/ч. Железнодорожный танк — Schienen-Ketten Fahrzeug SK1 — предполагалось использовать для охраны железных дорог, а также ввести в штат бронепоездов. В конце 1942 – начале 1943 года изготовили два или три прототипа. Однако, несмотря на довольно успешные испытания, дальнейшее производство таких машин не было развернуто.
Средний огнеметный танк Flammpanzer III Ausf M(SdKfz 141/3)
В октябре 1942 года Служба вооружений приняла решение о выпуске партии огнеметных танков на базе РzKpfw III. В соответствии с этим решением фирма MIAG передала 100 машин модификации М без вооружения фирме Wegmann AG для переоборудования их в огнеметные. Фирма Wegmann имела уже достаточный опыт таких работ, накопленный при переоборудовании в огнеметные танков PzKpfw II и трофейных французских танков В1bis. Вместо пушки в башне PzKpfw III Ausf F1 устанавливалась стальная труба длиной 1,5 м, являвшаяся защитным кожухом для 14-мм ствола огнемета. Рабочее давление в стволе, достигавшее 15 МПа, создавалось с помощью вспомогательного двухтактного двигателя DKW мощностью 3 л.с. Перед стрельбой оба бака с огнесмесью емкостью по 100 л в течение 5 мин нагревались горячей водой, поступавшей из системы охлаждения двигателя танка. Расход огнесмеси составлял 8 л/мин, что позволяло производить 125 односекундных выстрелов. Дальность стрельбы достигала 55 м. Углы наведения огнемета по вертикали изменялись от –8° до 20°, по горизонтали — 360°. Вспомогательным вооружением являлись два пулемета MG-34, установленные на штатных местах. Их боекомплект состоял из 3750 патронов. Экипаж танка PzKpfw III Ausf F1 состоял из трех человек — командира, он же стрелок-огнеметчик, стрелка-радиста и механика-водителя. Масса танка достигала 23 т. Заказ на изготовление огнеметных танков был выполнен к апрелю 1943 года. Большинство машин отправили на Восточный фронт.
Средний танк PzKpfw IV Ausf A (SdKfz 161)
Броневая защита корпуса Ausf A колебалась от 15 до 20 мм. Боевая масса танка составляла 17,3 т. Вооружение — 75-мм пушка KwK 37 с длиной ствола в 24 калибра и два пулемета MG-34. Двигатель был расположен несимметрично, ближе к правому борту корпуса. Ходовая часть состояла из восьми сдвоенных опорных катков малого диаметра, сблокированных попарно в четыре тележки, подвешенные на четвертьэллиптических листовых рессорах. Характерными чертами машин модификации А были командирская башенка цилиндрической формы с шестью смотровыми щелями и курсовой пулемет в шаровой установке в ломаном лобовом листе корпуса. Башня танка была смещена влево от его продольной оси танка.
Средний танк PzKpfw IV Ausf B (SdKfz 161)
Машины модификации В несколько отличались от предыдущих. Ломаную лобовую плиту корпуса заменили на прямую, ликвидировали курсовой пулемет (на его месте появился смотровой прибор радиста, а справа от него — бойница для стрельбы из личного оружия), ввели новую командирскую башенку и перископический прибор наблюдения, изменили конструкцию бронировки почти всех смотровых приборов, вместо двухстворчатых крышек посадочных люков механика-водителя и радиста установили одностворчатые. Танки Ausf B оснащались двигателем «Майбах» HL120TR мощностью 300 л.с. при 3000 об/мин и шестискоростной коробкой передач ZF SSG76. Боекомплект сократился до 80 выстрелов и 2700 патронов. Броневая защита практически осталась прежней, лишь толщину лобовой брони корпуса и башни довели до 30 мм. С апреля по сентябрь 1938 года было изготовлено 45 PzKpfw IV Ausf B.
Средний танк PzKpfw IV Ausf C (SdKfz 161)
В 1938 г. началось производство новой модификации PzKpfw IV — Ausf C, имевшей незначительные отличия от предыдущей модели. Было изменено размещение двигателя, модифицирован подбашенный погон, перепроектирована маска орудия, а курсовой пулемет — снабжен защитным кожухом. Из запланированных 300 танков было построено только 140, и почти все они в дальнейшем приняли участие в нападении на Польшу, развязавшем Вторую мировую войну. Начиная с шасси №80341, на танках модели Ausf C устанавливался более мощный двигатель, а в конце 1940 г. сохранившиеся машины получили дополнительную экранировку корпуса. В августе 1939 г. 6 (по другим сведением, 4) шасси этих танков было решено переделать в мостоукладчики.
Средний танк PzKpfw IV Ausf D (SdKfz 161)
С октября 1939-го по май 1940 года было изготовлено 229 машин модификации D, на которых вновь появились ломаная лобовая плита корпуса и курсовой пулемет с дополнительной прямоугольной бронировкой. Изменилась конструкция маски спаренной установки пушки и пулемета, башенный эвакуационный люк стал одностворчатым. Толщина бортовой брони корпуса и башни возросла до 20 мм. В 1941 году один танк Ausf.D в опытном порядке вооружили 50-мм пушкой KwK 39 с длиной ствола 60 калибров. Планировалось перевооружить таким образом все машины этой модификации, однако зимой 1942-го предпочтение было отдано варианту F2 с 75-мм длинноствольной пушкой. В 1942- 1943 годах некоторое количество танков PzKpfw IV Ausf D в ходе капитального ремонта получили такие пушки. В феврале 1942 года два танка переоборудовали в самоходные установки, вооруженные 105-мм гаубицами К18. В 1940–1941 годах лобовую броню корпуса усилили 20-мм листами. Танки Ausf D поздних выпусков имели дополнительные вентиляционные отверстия в моторном отделении. В апреле 1940 года 10 машин серии D переделали в мостоукладчики.
Средний танк PzKpfw IV Ausf E (SdKfz 161)
Главным отличием модификации Ausf E от предшественников стало существенное увеличение толщины брони. Лобовую броню корпуса довели до 30 мм и вдобавок усилили 30-мм экраном. Лоб башни также был доведен до 30 мм, а маска пушки — до 36 мм. Борта корпуса и башни имели 20-мм, а крыша и корма — 15-мм броню. Появились командирская башенка нового типа с усиленным до 50–95 мм бронированием, башенный вентилятор, усовершенствованный смотровой прибор механика-водителя и шаровая установка курсового пулемета Kugelblende 30. Также были введены упрощенные ведущее и направляющее колеса, ящик для снаряжения, крепившийся на корме башни, и другие более мелкие усовершенствования. Подверглась изменениям и конструкция кормового листа башни. Боевая масса танка достигла 21 т. С сентября 1940 по апрель 1941 года заводские цеха покинули 223 машины версии Е.
Средний танк PzKpfw IV Ausf F1 (SdKfz 161)
PzKpfw IV Ausf F появился в результате анализа боевого применения машин предыдущих вариантов в Польше и Франции. Вновь возросла толщина брони: лоб корпуса и башни — до 50 мм, борта — до 30. Одностворчатые дверцы в бортах башни заменили на двустворчатые, лобовой лист корпуса опять стал прямым. Пулемет при этом сохранился, но теперь он размещался в шаровой установке Kugelblende 50. Поскольку масса корпуса танка возросла на 48% по сравнению с Ausf E, машина получила новую 400-мм гусеницу вместо применявшейся ранее 360-мм. Были выполнены дополнительные вентиляционные отверстия в крыше моторного отделения и в крышках трансмиссионных люков. Изменились размещение и конструкция глушителей двигателя и бензомотора поворота башни. Помимо фирмы «Крупп-Грузон» к производству танка, продолжавшемуся с апреля 1941 по март 1942 года, подключились Vomag и Nibelungenwerke.
Средний танк PzKpfw IV Ausf F2 (SdKfz 161/1)
Единственное отличие модификации F2 от предыдущей заключается в установке длинноствольной 75-мм пушки с однокамерным грушевидным дульным тормозом. Характеристики корпуса и шасси модели F1 сохранены. Поскольку лобовая броня машины толщиной 50 мм представляла собой вполне сносную противоснарядную защиту, а 75-мм пушка обладала хорошими показателями по бронепробиваемости, танк мог участвовать в лобовых столкновениях с бронетехникой противника, что не было предусмотрено при разработке серии PzKpfw IV. У многих машин серии F2 отсутствовал наблюдательный прибор в лобовом листе башни. Это было сделано для удешевления конструкции и повышения прочности.
Средний танк PzKpfw IV Ausf G (SdKfz 161/1)
Модификация Ausf G танка PzKpfw IV была одной из самых массовых. Основное отличие в конструкции 75-мм пушек KwK 40 L/43, устанавливавшихся на эти танки, заключалось в наличии двухкамерного дульного тормоза вместо прежнего однокамерного. Другие изменения касались конструкции башни, которая лишилась двух смотровых щелей справа впереди и люков механика-водителя и стрелка-радиста. Танки PzKpfw IV Ausf G выпускали фирмы Vomag (к марту 1943 года было произведено 300 единиц), Nibelungenwerke (350 единиц) и «Крупп» (600 единиц). Один из серийных танков модели G послужил базой для создания самоходной артиллерийской установки Hummel. Всего с мая 1942 года по июнь 1943 года было построено 1687 средних танков PzKpfw IV Ausf G. Некоторые танки версии G оснащались дополнительными броневыми экранами, которые защищали башню и борта корпуса. Машины более поздних производственных серий вооружались 75-мм пушкой KwK 40 L/48 и имели дополнительное 30-мм бронирование лобовой части корпуса. Те же изменения были характерны и для танков версии Н. Кроме того, эти машины имели односегментную командирскую башенку.
Средний танк PzKpfw IV Ausf H (SdKfz 161/2)
В июне 1942 года начались работы над новой серией танков PzKpfw IV, вооруженных 75-мм пушкой KwK 40 L/48. В соответствии с проектом, бронирование передней части корпуса должно было увеличиться до 80 мм. Танки PzKpfw IV Ausf H были очень похожи на машины версии G поздних выпусков. Изменилось только расположение антенны, которую перенесли с правой стороны корпуса на корму слева. Дополнительные броневые экраны толщиной 5 мм стали стандартным оборудованием и монтировались по бортам корпуса и башни. В ходе производства незначительным изменениям подвергались и некоторые элементы внешнего оборудования: на командирской башенке появился пулемет MG-34, бронирование крыши башни увеличилось с 15 до 18 мм, крышка люка командира танка получила специальную амортизирующую кожаную прокладку. В задней стенке башни танков версии Н уже не было стрелковых лючков, а основание командирской башенки усилили броневым кольцом. Нижние и боковые поверхности корпуса, а также бока башни покрывались циммеритом. При перевозке танков по железной дороге экраны снимались. В ходовой части использовались новые типы ведущих колес, цельнометаллических поддерживающих катков и направляющих колес. Они устанавливались на танки, выпускавшиеся в конце 1943 года. Коробка передач была той же, что использовалась раньше на танках PzKpfw III. Машины поздних серий отличались формой башни: на ранних танках задний броневой лист устанавливался под углом 30°, а на более поздних — 90°.
Средний танк PzKpfw IV Ausf J (SdKfz 161/2)
Последней версией PzKpfw IV были танки PzKpfw IV Ausf J. С июня 1944 по март 1945 года фирма «Нибелунген» выпустила 2392 машины этого типа. По сравнению с предыдущей версией Н, танки PzKpfw IV Ausf J были значительно упрощены технологически. Они не имели вспомогательного мотора, приводившего в действие электрогенератор, который обеспечивал питанием электропривод вращения башни. Емкость топливных баков увеличилась на 189 см3, что привело к увеличению запаса хода со 130 км до 210 км, а при движении по шоссе — до 320 км. Танки версии J, выпускавшиеся в конце 1944 – начале 1945 года, оборудовались дополнительными бронеэкранами из проволочной сетки, которые предохраняли корпус и ходовую часть от действия кумулятивных снарядов. Машины одной и той же модификации отличались мелкими деталями внешнего оборудования, расположением ящиков с инструментами и запасными частями и т. д. Башня танка версии J вращалась с помощью ручного привода. Была упрощена конструкция башенных люков, с передней части корпуса исчезли боковые смотровые щели механика-водителя — после установки дополнительных броневых экранов в них отпала потребность. В ходовой части стали использоваться цельнометаллические поддерживающие катки и направляющие колеса нового типа.
Форма входа

Поиск
Календарь
«  Февраль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728
Архив записей
Баннеры
  • -
  • -
  • -
  • -
  • -
  • -
  • < Информация о танках >

    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz