Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Легкие бронеавтомобили
Легкий бронеавтомобиль Д-8
К концу 20-х годов стало понятно, что одного только пушечного бронеавтомобиля БА-27, имевшегося тогда на вооружении, для нужд армии явно недостаточно. Разработанные машины имели низкий силуэт и сильно наклоненные броневые листы, способствующие рикошетированию пуль. Стремясь облегчить и уменьшить машину, сделать ее незаметней и в то же время обеспечить надежной бронезащитой, конструктор отказался от традиционной башни и разместил вооружение внутри приземистого корпуса. На бронеавтомобиле устанавливался четырехтактный четырехцилиндровый двигатель «Форд-А» (ГАЗ-А) мощностью 40 л.с. Бронеавтомобиль имел колесную формулу 4 × 2. Зависимая подвеска машины, состоявшая из поперечно расположенных полуэллиптических листовых рессор, обеспечивала возможность движения по грунтовым дорогам с достаточно высокой средней скоростью — до 30 км/ч. После различных переделок высота машины увеличилась до 2015 мм, боевая масса возросла на 70 кг. Армии требовался еще и подвижный пулеметный броневик, предназначенный в основном для разведки, связи и боевого охранения. В то время строить такие машины можно было только на базе стандартных коммерческих автомобилей. Выбор пал на шасси Форд-А, которое предполагалось выпускать из американских комплектующих. При движении по снегу и грязи экипаж использовал старое средство — браслетные цепи. В феврале 1931 года машины были осмотрены комиссией НТК УММ РККА. В заключении комиссии говорилось: «Признать, что Д-8 и Д-12 не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к легким разведывательным автомобилям ввиду неудобства пользования вооружением, плохой видимости для водителя и перегрузки передней оси...».
Легкий бронеавтомобиль ФАИ
Бронеавтомобиль был выполнен на заднеприводном (4x2) шасси по конструктивной схеме с передним расположением двигателя и клепано-сварным, полностью закрытым корпусом, который изготавливался из листов катаной стали толщиной 4–6 мм. Такая бронировка была явно недостаточной и, хотя устанавливалась с небольшими углами наклона, не могла обеспечить защиту экипажа от пуль и осколков снарядов и мин. На крыше боевого отделения размещалась цилиндрическая башня кругового вращения с бронеколпаком на крыше. В скошенном лобовом листе башни был установлен 7,62-мм пулемет ДТ, возимый боекомплект к которому состоял из 1323 патронов. Вращение башни осуществлялось за счет физических усилий стрелка и с помощью спинного упора. В моторном отсеке был установлен четырехцилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения «ГАЗ-А», развивавший мощность 30,9 кВт (40 л.с. ), что позволяло 2-тонной бронемашине двигаться по шоссе с максимальной скоростью 80 км/ч.
Легкий бронеавтомобиль ФАИ-М
В результате прекращения серийного выпуска броневиков ФАИ на Ижорском заводе скопилось более трехсот бронекорпусов для этих машин. Поэтому было принято решение установить их на шасси автомобиля ГАЗ-М1. Получившийся гибрид, получивший название ФАИ-М, отличался от прародителя более длинной базой, на которой был смонтирован дополнительный топливный бак с кронштейном для крепления запасного колеса. В ходовой части были применены пулестойкие шины ГК, заполненные губчатой резиной. Комиссией был подготовлен перечень необходимых доработок. Неизвестно, были ли все изменения внесены, в конструкцию, но со второй половины 1939 года на рембазах Народного комиссариата обороны начались работы по модернизации ФАИ. В ноябре 1938 — январе 1939 года ФАИ-М прошел испытания на НИИБТ полигоне в подмосковной Кубинке. Всего на испытаниях ФАИ-М прошел 3180 километров по шоссе и проселочным дорогам. Несмотря на то, что боевая масса машины увеличилась и достигла 2280 кг, благодаря более мощному двигателю динамические качества даже несколько выросли. В заключении комиссии, проводившей испытание броневика, говорилось: «Модернизация ФАИ путем постановки корпуса на шасси М-1 делает его по своим динамическим качествам равноценным с БА-20. Однако применение ФАИ-М будет ограниченно ввиду наличия неполноценного бронирования...». Сколько всего ФАИ было переставлено на шасси ГАЗ-М1, доподлинно неизвестно. Достоверно можно сказать лишь то, что этой операции подверглись далеко не все броневики. К началу Великой Отечественной войны в частях Красной Армии числилось 376 ФАИ и ФАИ-М (в документах того периода не проводилось четкого деления на ФАИ и ФАИ-М).
Легкий бронеавтомобиль БА-20
Легкий бронеавтомобиль БА-20 был создан в 1936 году на базе легкового автомобиля ГАЗ-М1. Выпуск нового бронеавтомобиля, предназначенного для разведки, связи и охранения, был налажен на Горьковском автозаводе. Бронированный корпус сваривался из катаных броневых листов. Запасное колесо крепилось на задней стенке в специальном металлическом футляре. Вращение башни осуществлялось с помощью спинного упора. На БА-20 устанавливалась радиостанция 71-ТК-1 с поручневой антенной, расположенной по периметру корпуса. Как и базовый автомобиль, броневик имел привод только на заднюю ось. Передние рессоры и полуоси заднего моста были усилены. Применялись пулестойкие шины типа ГК, заполненные губчатой резиной. Радиатор прикрывался броневыми крышками. 7,62-мм пулемет ДТ устанавливался в цилиндрической башне и имел круговой сектор обстрела. Углы вертикального наведения пулемета находились в пределе от –13° до +23°.
Легкий бронеавтомобиль БА-20М
В 1938 году БА-20, подобно другим броневикам, был модернизирован. На обновленной машине, получившей обозначение БА-20М, установили пулестойкую башню конической формы, в состав экипажа ввели радиста, обслуживающего усовершенствованную дуплексную рацию 71-ТК-3 со штыревой антенной, расположенной по левому борту. В состав вооружения был введен запасной 7,62-мм пулемет ДТ, который укладывался в боевом отделении. Броневая защита машины была усилена за счет применения лобовых листов корпуса и башни толщиной 9 мм. Кроме того, был увеличен запас хода (до 450 км) за счет установки дополнительного топливного бака емкостью 30 л.
Легкий бронеавтомобиль БА-64/БА-64Б
Легкий полноприводный бронеавтомобиль БА-64 предназначался для решения задач командирской разведки, управления боем и связи, сопровождения автоколонн. Благодаря впервые приводу на все четыре колеса машина обладала высокой проходимостью. Бронеавтомобиль имел надежное противопульное бронирование с большими углами наклона бронелистов, что обеспечивало большую безопасность при меньших затратах металла. Шины были пулестойкими, наполненными пористым веществом. Пулемет бронеавтомобиля мог вести огонь по воздушным целям. Продолжая выпуск серийной продукции, заводы-производители вели разработку новых модификаций БА-64. Например, на Выксинском и Горьковском заводах были разработаны версии бронеавтомобиля, предназначенные для движения по железной дороге. Также выпускались безбашенные штабные и десантные варианты БА-64, проверялись возможности установки на него более мощного вооружения и иных типов движителя.
Средние бронеавтомобили
Средний бронеавтомобиль БА-27
Средний бронеавтомобиль БА-27 был разработан в середине 20-х гг. на шасси полуторатонного грузовика АМО. Бронеавтомобиль имел корпус, склепанный из 3–8-мм броневых листов на каркасе из уголков. Башня в форме шестигранника была изготовлена по типу башни танка МС-1. Сверху она закрывалась грибообразным колпаком со смотровыми щелями для наблюдения за полем боя. Для посадки экипажа из четырех человек имелись две двери в бортах. Удовлетворительные по меркам двадцатых годов технические характеристики уже к середине тридцатых стали безнадежно устаревшими. Бронеавтомобиль имел крайне низкую проходимость, плохую устойчивость, невысокие скоростные и боевые характеристики. Тем не менее, эти машины оставались в строю вплоть до начала Великой Отечественной войны.
Средний бронеавтомобиль Д-13
Бронеавтомобиль был построен по традиционной схеме с передним расположением двигателя, передними управляющими колесами и двумя ведущими задними мостами. Полностью закрытый коробчатый корпус броневика (изначально клепаный, на более поздних образцах 1932 года — сварной) изготавливался из броневых листов толщиной 3–6 мм. В средней части корпуса на крыше боевого отделения была установлена шестигранная коническая башня кругового вра­щения, позаимствованная у легкого танка МС-1. Слева в отделении управления, совмещенном с боевым, располагалось сиденье водителя, справа — командира машины, который должен был выполнять функции стрелка. Вооружение бронеавтомобиля было смешанным — пушечно-пулеметным, состоящим из пушки и двух пулеметов. В левом ло­бовом листе башни была смонтирована 37-мм танковая пушка «Гочкис» с плечевым упором, а в правом — 7,62-мм пулемет ДТ. Второй такой же пулемет в шаровой установке был размещен справа в наклоненном лобовом листе корпуса. Этот же пулемет мог быть установлен в одной из бортовых шаровых опор. Четырехцилиндровый карбюраторный рядный двигатель жидкостного охлаждения «Форд», развивавший мощность 29,4 кВт (40 л.с.), позволял 4,1-тонному бронеавтомобилю двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 58 км/ч. С полностью заправленными топливными баками Д-13 мог пройти 135 км. Помимо основной рулевой колонки Д-13 был оборудован и кормовым постом управления.
Средний бронеавтомобиль БА-27М
В июле 1937 года на броневой ремонтной базе № 2 бронекорпус БА-27 установили на трехосное шасси ГАЗ-ААА. Переделки при этом оказались самыми минимальными — демонтировали задний пост управления, а в корме разместили дополнительный бензобак. Новая машина, получившая обозначение БА-27М, успешно прошла испытания. Благодаря использованию нового шасси повышенной грузоподъемности, на бронеавтомобиле БА-27М была увеличена толщина основных броневых листов до 8 мм. За счет уменьшения удельного давления на грунт существенно повысилась проходимость автомобиля на грунтах со слабой несущей способностью, возросла скорость и маневренность. Запасные колеса машины устанавливались вдоль бортов корпуса и вращались на специальных втулках. Увеличение емкости топливных баков позволило повысить запас хода бронеавтомобиля. Таким образом неисправные устаревшие бронеавтомобили удалось превратить в боевые машины, вполне пригодные для эксплуатации в армии. Осенью 1939 года три БА-27М в составе 177-го отдельного разведывательного батальона 122-й стрелковой дивизии 9-й армии участвовали в советско-финской войне. Они использовались для разведки, боевого охранения и связи.
Средний бронеавтомобиль БА-И
В 1932 году на Ижорском заводе под руководством инженера А.Д. Кузьмина разработали бронеавтомобиль «БА-И». При его создании использовалось все то же трехосное шасси «Форд-Тимкен». Корпус броневика выполнялся полностью сварным — для того времени это было передовой технологией. По бортам корпуса и в его кормовой части имелись двери для посадки экипажа. В цилиндрической сварной башне оригинальной конструкции устанавливались стандартная 37-мм танковая пушка 7К (боекомплект 34 артвыстрела) и отдельно от нее пулемет ДТ в шаровой установке. Второй пулемет ДТ размещался в лобовом листе корпуса справа от водителя. За счет ступенчатой формы крыши корпуса (подбашенный лист располагался заметно ниже крыши водительской кабины) удалось существенно снизить общую высоту боевой машины. Еще одной интересной новинкой в конструкции БА-И были запасные колеса, подвешенные по бортам корпуса и свободно вращающиеся на осях. Бронеавтомобиль БА-И выпускался небольшой серией в 1934–1938 годах и состоял на вооружении Красной Армии.
Средний бронеавтомобиль БА-3
В 1934 году Ижорский завод выпустил усовершенствованную модель бронеавтомобиля БА-И — БА-3. На 50 мм была удлинена корма машины, в моторном отделении появились окна для выхода воздуха, была укорочена подножка, а на задних крыльях были предусмотрены крепления для вездеходных гусеничных цепей. Бронеавтомобиль БА-3 и сходный с ним БА-6 поступали на вооружение разведывательных подразделений танковых, кавалерийских и стрелковых соединений Красной Армии. Главным же отличием новой машины стала башня с вооружением. БА-3 получил башню от танка Т-26 со штатной установкой вооружения — 45-мм пушкой 20К обр.1932/38 г. и пулеметом ДТ. Боекомплект размещался частично в башне, а частично в корпусе бронеавтомобиля. Производство БА-3 было налажено на Ижорском заводе и Выксинском заводе дробильно-размолочного оборудования, которые в 1934–35 гг. изготовили 180 бронемашин этого типа. В 1937 году в Забайкальском военном округе был сформирован мотоброневой полк, вскоре развернутый в бригаду. В нее входили батальон средних бронеавтомобилей, разведывательный батальон и стрелково-пулеметный батальон. Всего в бригаде имелось 80 средних и 30 легких бронеавтомобилей. Три таких бригады — 7-я, 8-я и 9-я — принимали участие в боях с японскими войсками на Халхин-Голе.
Средний бронеавтомобиль БА-6
К 1935 году на ГАЗе был освоен выпуск отечественного трехосного автомобиля ГАЗ-ААА, на базе которого Ижорский завод быстро разработал новый броневик БА-6. По корпусу, башне, вооружению, размещению боекомплекта, узлов и агрегатов эта машина принципиально не отличалась от своего предшественника, БА-3. Внешне ее можно было отличить по отсутствию задней двери, задних смотровых лючков и подножки в кормовой части корпуса. Кроме того, колея задних колес расширилась до 1600 мм (у БА-3 — 1585 мм), база между передней осью и центром подвески задней тележки уменьшилась до 3200 мм (против 3220 мм у БА-З), расстояние между задними мостами сократилось с 1016 мм (для БА-3) до 940 мм. На этом броневике впервые применили пулестойкие шины ГК («губчатая камера»), заполненные пористой резиной. Благодаря более строгой весовой дисциплине массу бронеавтомобиля удалось уменьшить до 5120 кг при сохранении прочих тактико-технических параметров. С 1936 по 1938 год Ижорский завод выпустил 386 бронеавтомобилей БА-6. Было изготовлено и небольшое количество железнодорожных броневиков БА-6жд.
Средний бронеавтомобиль БА-9
В 1936 году был изготовлен опытный образец модернизированного броневика — БА-6М с башней в виде усеченного конуса, увеличенной до 10 мм толщиной брони, радиостанцией 71-ТК-1 и 50-сильным двигателем ГАЗ-М. БА-6М имел массу 4800 кг. Одновременно с БА-6М построили его облегченный вариант БА-9, вооруженный 12,7-мм пулеметом ДК вместо пушки. По указанию наркома обороны К.Е. Ворошилова в 1937 году Ижорский завод должен был изготовить 100 бронемашин БА-9 для кавалерийских частей, однако из-за отсутствия нужного количества пулеметов ДК этого сделать не удалось.
Средний бронеавтомобиль БА-10
Бронеавтомобиль был принят на вооружение в 1938 г. и производился до 1941 г. включительно. Он был создан на модифицированном шасси серийного грузового автомобиля ГАЗ-ААА. Корпус был сварен из катаных броневых листов. В расположенной в задней части бронеавтомобиля башне устанавливалась 45-мм танковая пушка обр. 1934 г. и спаренный с ней пулемет. Бронеавтомобиль имел неплохие ходовые качества и надежное противопульное бронирование. БА-10 считается лучшим советским средним бронеавтомобилем. Он был основным вооружением мотоброневых бригад, состоял на вооружении механизированных полков кавалерийских дивизий, использовался в танковых и мотострелковых дивизиях. За время производства с 1938 г. по август 1941 г. было изготовлено 3311 бронеавтомобилей типа БА-10.
Плавающий бронеавтомобиль ПБ-4
Плавающий бронеавтомобиль ПБ-4 был разработан КБ Ижорского завода в 1933 г. под руководством Н.Я.Обухова с использованием узлов и агрегатов трехосного неполноприводного автомобиля «Форд-Тимкен». Первые три машины были выпущены заводом осенью 1933 г., а после испытаний была проведена их доработка. В феврале 1934 г. по доработанным чертежам были изготовлены еще 3 бронеавтомобиля, которые в апреле 1934 г. показали удовлетворительные результаты во время испытаний на плаву и пробегом. Конструкторы отказались от заостренных катерных обводов, как это было на БАД-2. Упростив конфигурацию несущего корпуса, они сделали его близким по внешнему виду к корпусу среднего бронеавтомобиля БА-3. Поскольку за счет увеличения толщины брони до 7 мм масса броневика возросла до 5,28 т, плавучесть машины пришлось повысить, установив по бортам корпуса понтоны, заполненные прессованной пробкой. Ижорский завод выпустил всего пять таких машин для проведения войсковых испытаний, что позволило накопить опыт работы по созданию плавающих бронемашин.
Средний полугусеничный бронеавтомобиль БА-30
Полугусеничный бронеавтомобиль БА-30 был принят на вооружение в 1937 году и выпускался небольшой серией. Основой при его создании послужил автомобиль НАТИ-3. Сварной корпус машины изготовлялся из броневых листов, башня использовалась от бронеавтомобиля БА-20. В качестве вооружения использовался пулемет ДТ. Гусеничный движитель состоял из двух балансирных тележек с резинометаллическими лентами, в каждой тележке по направляющему, ведущему колесу и четырем опорным каткам. Управление осуществлялось путем поворота колес передней оси. Для передвижения по глубокому и рыхлому снегу колеса передней оси могли устанавливаться на лыжи, которые перевозились на крыльях гусеничной тележки. БА-30 применялся во время Зимней войны 1939–1940 годов в качестве артиллерийского тягача для легких артсистем.
Тяжелые бронеавтомобили
Тяжелый бронеавтомобиль БА-11
Бронеавтомобиль разрабатывался как средство усиления подразделений бронебригад, вооруженных легкими и средними бронеавтомобилями, а также для оказания поддержки действиям пехоты и кавалерии. Базой для создания бронеавтомобиля послужило укороченное шасси трехосного грузового автомобиля ЗИС-6. Компоновочная схема БА-11 повторяет схему среднего бронеавтомобиля БА-10 с передним расположением двигателя и отделения управления и задним расположением боевого отделения. На крыше боевого отделения была смонтирована коническая башня кругового вращения с 45-мм пушкой и спаренным 7,62-мм пулеметом ДТ. Для управления огнем в башне были установлены телескопический прицел ТОП и перископический панорамный прицел ПТ-1. Бронеавтомобиль обладал неплохой проходимостью по грунтовым дорогам, преодолевал подъем крутизной до 22 градусов и рвы шириной 0,9 м. Для повышения его проходимости по грунтам с малой несущей способностью на задние колеса могли быть установлены гусеничные цепи «Оверолл». Существенными недостатками БА-11 были большой вес и очень высокое среднее удельное давление на грунт — 4,25 кг/см² (у Т-34 оно составляло всего 0,64 кг/см²). Кроме того, по вооружению БА-11 не имел никаких преимуществ по сравнению со средними бронеавтомобилями БА-6 и БА-10. Всего было изготовлено 18 таких машин. Была разработана, но серийно не выпускалась его модификация БА-11Д с дизельным двигателем ЗИС-Д-7 мощностью 98 л.с. Его корпус сварен из бронелистов, расположенных под большими углами наклона. Толщина броневой защиты башни и лобовой части корпуса составляет 13 мм, толщина бортовых листов — 10–13 мм. На бронеавтомобиле устанавливался шестицилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ЗИС-16 мощностью 90 л.с. В отделении управления находились механик-водитель и стрелок-радист. Последний вел огонь из пулемета ДТ, расположенного в шаровой опоре.
Боевые аэросани
Боевые аэросани НКЛ-26
Положительный опыт использования аэросаней в народном хозяйстве северных районов и в Финской войне подтолкнул конструктора М. Андреева к созданию легкобронированных саней, вооруженных пулеметом. Лист противопульной брони толщиной 10 мм прикрывал машину спереди. В теплое время года лыжи на аэросанях могли быть заменены на колеса, что превращало НКЛ-26 в легкий бронеавтомобиль. Максимальная скорость движения при этом существенно снижалась. Сани имели хорошую проходимость по снежной целине и могли перевозить небольшие грузы или вести разведку.
Советские опытные бронеавтомобили
Легкий бронеавтомобиль БА-21
Бронеавтомобиль БА-21 был разработан в 1937 г. на базе автомобиля ГАЗ-21. Машина отличалась от подобных ей по назначению улучшенной защищенностью, трансмиссией и ходовой частью. Экипаж машины состоял из трех человек. В качестве основного оружия использовался 7,62-мм пулемет ДТ, установленный в башне в шаровой опоре. Построен в единственном экземпляре на ГАЗе, т.к базовое шасси в производство не пошло. До наших дней опытный образец трехосного броневика сохраняется в подмосковной Кубинке в Музее бронетехники. Дополнительное вооружение — второй 7,62-мм пулемет, установленный справа в лобовом листе корпуса. Cварной корпус бронеавтомобиля был выполнен из катаных броневых листов толщиной 4, 6, 10 и 11 мм. Лобовые и кормовые листы корпуса бронеавтомобиля имели рациональные углы наклона. Толщина броневых листов башни, унифицированной с башней бронеавтомобиля БА-20, составляла 9–11 мм.
Средний санитарный бронеавтомобиль БА-22
Санитарно-транспортный бронеавтомобиль БА-22 был разработан в 1937 г. на шасси трехосного неполноприводного грузового автомобиля ГАЗ-ААА. Машина имела компоновочную схему с передним расположением отделения силовой установки, центральным размещением отделения управления и кормовым размещением десантного отделения. Экипаж машины состоял из двух человек. В десантном отделении были предусмотрены места для перевозки до десяти пассажиров. Вооружение на данном бронеавтомобиле не устанавливалось.
Тяжелый бронеавтомобиль БА-5
Бронеавтомобиль БА-5 был разработан в 1934 г. на основе более грузоподъемного, чем ГАЗ-ААА, шасси ЗИС-6. БА-5 был построен по традиционной компоновочной схеме с передним расположением двигателя, двумя задними ведущими осями и задним постом управления. Его полностью закрытый бронекорпус был выполнен из листов катаной стали толщиной 8 мм, которые устанавливались преимущественно вертикально. Таким образом, БА-5 получил более надежную бронировку, чем состоявший тогда на вооружении БА-3. В просторном корпусе нового броневика свободно размещались 5–6 человек экипажа.
Форма входа

Поиск
Календарь
«  Февраль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728
Архив записей
Баннеры
  • -
  • -
  • -
  • -
  • -
  • -
  • < Информация о танках >

    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz